Бериллиевые грезы. Энциклопедия автомобилиста Avtomp3.ru

Опубликовано: 03.10.2018

Первый вариант знаковой Focal Utopia, оснащенной инвертированным куполом твитера из чистого бериллия (премьера динамика на сцене Focal), был выпущен в 2002-м. А спустя всего три года знаменитая вогнутая полусферка объявилась и в новой серии, второй по старшинству, — Electra. В 2008 году линейка подверглась значительной переработке, но с любыми цифрами в названии и индексами поколений после них это всегда Focal, с тем же фирменным прозрачным звучанием, обусловленным использованием характерных динамиков и настройкой АС.


PRICEBLD

Ключевое отличие колонок французской фирмы Focal от многих других — это, конечно же, бериллиевые твитеры, стоящие в акустике двух старших линеек, Utopia и Electra. Есть еще запатентованные стекловолоконные сэндвичи, из которых делают диффузоры средне- и низкочастотных динамиков, но то просто поддержка, способ не испортить звуковые преимущества и выдающееся разрешение, обеспечиваемые бериллием.

Поговорим вначале о бериллии. Один из первых (и, следовательно, очень легкий) элемент периодической системы Менделеева позволяет изготавливать динамики, характеризующиеся быстротой реакции и отличными импульсными показателями, с одной стороны, и прочностью, с другой. Причем в сочетании, более никаким другим материалам недоступном. Первое качество обусловлено именно положением бериллия в периодической таблице, а второе тем, что обсуждаемый элемент, как-никак, металл, со всеми свойствами, присущими этой группе.

Прежде всего, бериллий редок в природе и, соответственно, дорог. И тем не менее одна штука (а не пара) может стоить от 1000 до 2000 американских долларов. Смеси элементов типа бериллиевой бронзы — сплава меди и бериллия, где последнего содержится только около 2%, конечно, дешевле, но мы-то ведем речь об истинном, химически чистом бериллии.

Второе, более важное обстоятельство — бериллий весьма токсичен в производстве и сложен для обработки. Поэтому для получения бериллиевой фольги — основы для любых чисто бериллиевых или «берилловых» динамиков — требуется серьезное химическое оборудование. С этим материалом в чистом виде умеют обращаться только в трех странах — США, Франции и России. Остальные используют бериллиевые сплавы.

Что касается производства, то существуют два разных метода и, соответственно, разная степень обоснованности заявлений об использовании чистого бериллия. Первый способ, который применяли в конце 70-х — начале 80 годов прошлого века пионеры в бериллиевом аудиобизнесе — японские корпорации-гиганты Yamaha и TAD, заключался в осаждении в вакууме паров бериллия на заранее подготовленную форму из медной фольги (основание). Второй способ, ставший доступным не так давно, — порошковая металлургия, которая дает именно бериллиевую фольгу, без всяких подложек. Разумеется, подобным производством не располагает ни одна аудиофирма, такой технологический процесс под силу только большой промышленности. В настоящее время основным поставщиком бериллиевой фольги является Materion Corporation, подразделение американского металлургического концерна Brush Wellman.

Оно же может в принципе создавать заготовки и готовые купола разного калибра для сторонних потребителей (Brush Wellman Electrofusion’s Truextent® Acoustic Grade Be Domes). Далее аудиокомпании изготавливают из фольги или ее оксидных соединений купола своих динамиков. И даже этот, финальный, этап обработки представляет собой некоторую трудность. Кроме Focal, известно очень немного фирм, в чьих топовых линейках используется чистый (несплавный) бериллий: Revel (семейство Ultima2), Paradigm (Signature Series), JBL (K2). Плюс, конечно же, и ныне существующая TAD, которая умеет делать не только твитеры, но и конусы среднечастотников из бериллия (но на медной подложке). Что касается отдельных динамиков, производимых для продажи на сторону, то тут снова фигурируют Focal, TAD и ScanSpeak, выпускающая бериллиевые версии своих Illuminator.

rss